- Местный рынок: организация питания на территории института дает вам доступ к местному рынку, который удобен и прост в использовании. Вы можете сосредоточиться на удовлетворении потребностей студентов и преподавателей, а не беспокоиться об охвате более широкой аудитории.
- Понимание потребностей: акцент делается на постоянных клиентах, в соответствии с пожеланиями которых можно корректировать сервис и меню.
- Проектирование столовой на предприятии создает гарантированный клиентопоток. Перемены между лекциями непродолжительны, поэтому студенты отправятся за обедами в ближайшее заведение, которое предлагает адекватное качество и доступные цены.
Виды заведений
Существует несколько типов организации студенческого питания, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Рассмотрим 4 популярных варианта: полноформатная столовая, фудтрак, кофейня, открытие заведения общественного питания по франшизе.
Столовая
Проектирование столовой в здании или на территории института. В отдельных случаях – в непосредственной близости от учебного заведения. Помимо стандартной организации питания, при наличии достаточного места, здесь могут быть организованы студенческие мероприятия. Начиная от конференций и заканчивая вечеринками.
Основные плюсы:
- Полномасштабный ресторанный бизнес, позволяющий извлекать максимальную прибыль из заведения.
- Простота наработки постоянной клиентской базы при грамотной организации сервиса.
- Стабильный поток клиентов.
- Возможность извлечения дополнительной прибыли при организации мероприятий.
Основные недостатки:
- Зависимость от администрации института при содействии последней в организации столовой.
- Необходимость существенных первоначальных инвестиций в оборудование и трудовые ресурсы.
Фудтрак
Фудтрак — это мобильное предприятие по производству продуктов питания, которое обычно размещается в большом индивидуальном транспортном средстве. Фудтраки предлагают разнообразные блюда и напитки, которые можно приготовить и подать на месте. Это популярный способ быстро и удобно перекусить на ходу.
Наши партнеры
Основные преимущества:
- Высокая степень гибкости перемещения между точками продаж.
- Возможность использования в качестве стационарного киоска быстрого питания.
- Минимальные первоначальные вложения.
Основные недостатки:
- Снижение количества клиентов из-за невозможности размещения, непосредственно, на территории учебного заведения.
- Сложности с получением разрешений на осуществление продаж в нескольких точках.
Кофейня
Кофейня – специализированное заведение с акцентом на подачу горячих напитков, десертов и легких обедов.
Основные преимущества:
- Минимальные вложения в оборудование.
- Большинство реализуемых продуктов имеют продолжительный срок годности и не требуют особых условий хранения.
Основные недостатки:
- Невозможность широкого охвата клиентов из-за ограниченного количества блюд в меню и, как следствие, снижение конечной прибыли.
- Сложности с предоставлением товаров в средней и нижней ценовой категории, к которой наиболее лояльно студенческое сообщества, из-за высокой закупочной стоимости.
Франшиза
Отдельно стоит отметить открытие столовой по франшизе, когда вы заключаете договор с существующим раскрученным брендом и осуществляете продажи под его логотипом и в соответствии с его корпоративной политикой.
Основные преимущества:
- Отсутствие необходимости проработки собственной концепции. Вы получаете все: от дизайн-проекта до мобильного приложения с возможностью предварительного заказа.
- Узнаваемость бренда способствует повышению клиентопотока.
- Отлаженная система поставок продуктов питания для приготовления блюд.
Основные недостатки:
- Необходимость паушального взноса (единовременный платеж за использование бренда) и часто – ежемесячных платежей в процентном соотношении к прибыли.
- Зависимость от политики бренда и контроль с его стороны.
- Наличие широкого спектра требования: площадь помещения, мощность электричества и так далее.
Наша команда
Общий порядок действий и рекомендации
Вот несколько правил, которые следует учитывать, если вы думаете о том, чтобы начать пищевой бизнес в сегменте предоставления питания студентам:
- Изучите рынок. Прежде чем начинать какой-либо бизнес, важно понять рынок, на котором вы будете работать. Изучите своих конкурентов, спрос на продукты питания, которые вы хотите продавать, и затраты, связанные с производством и продажей вашего продукта.
- Составьте бизнес-план. Бизнес-план — это дорожная карта для вашего бизнеса, которая поможет вам оставаться организованным и не сбиться с пути, когда вы начинаете и развиваете свой бизнес. Ваш бизнес-план должен обобщать ваши цели, маркетинговую стратегию, целевой рынок и финансовые прогнозы. Также бизнес-план потребуется, если вы собираетесь брать кредит в банковской организации.
- Получите необходимые лицензии и разрешения. В зависимости от типа пищевого бизнеса, который вы хотите начать, вам может потребоваться получить различные лицензии и разрешения. Обязательно изучите требования для вашего конкретного бизнеса и приведите все в порядок, прежде чем приступить к работе.
- Надежное финансирование. В зависимости от размера и масштаба вашего бизнеса вам может потребоваться обеспечить финансирование, чтобы запустить свой бизнес. Это могут быть кредиты, гранты или инвестиции друзей и семьи.
- Подумайте о партнерстве с местным бизнесом. Партнерство с местным бизнесом, таким как ресторан или продуктовый магазин, может помочь вам представить свой продукт большему количеству клиентов и предоставить ценный опыт и связи в отрасли.
Немного бюрократии
Для осуществления деятельности по организации питания на базе студенческой столовой потребуется регистрация в правовом статусе ИП или ООО. Далее вам потребуется выбрать необходимые коды ОКВЭД, дающие право на осуществление выбранной деятельности. Базовым кодом будет 55.51. Главная ошибка на данном этапе заключается в том, что начинающие предприниматели ограничиваются одним или двумя кодами, что в дальнейшем вызывает сложности при взаимодействии с налоговыми органами. Выбирайте минимум 10 кодов, а лучше 20. Ограничений нет. Зато есть штрафы, если вы ведете деятельность при отсутствии соответствующего кода. Выберите все коды, которые прямо или косвенно касаются или могут касаться вашей деятельности. Далее требуется выполнить следующие шаги:
- Получение разрешение от Роспотребнадзора о соответствии помещения осуществляемой сфере деятельности. К заявлению в Роспотребнадзор необходимо приложить следующие документы: копия договора аренды/дарения/купли-продажи, свидетельство о гос. регистрации в форме ИП или ООО, кадастровые документы.
- Составляется проектная документация на реконструкцию или строительство, а также смета. Проектирование кухни столовой – одна из ключевых задач, так как здесь, как показывает практика, надзорные органы могут выявить наибольшее количество нарушений и несоответствий. В частности, требуется спроектировать горячий и холодный цех.
- По завершению строительных и реконструкционных работ потребуется пройти проверку и получить разрешения от СЭС, Роскомнадзора и пожарной инспекции.
- Если предполагается реализация алкогольной продукции, то потребуется соответствующая лицензия.
- Далее наступает черед подписания договоров с поставщиками товаров и услуг.
Аналогично проводится проектирование школьной столовой. Однако, важно учитывать, что к питанию школьников предъявляются более строгие требования.
Как снизить налоговое бремя?
Если вы желаете избавиться от НДС, то студенческая столовая в соответствии со статьей 149 «Налогового кодекса» РФ должна отвечать следующим требованиям:
- Должна быть открыта в бюджетном учебном заведении.
- Приготовление блюд должно осуществляться, непосредственно, в столовой.
- Расположение столовой и продажа продуктов – исключительно, в корпусе учебного заведения.
В иных случаях предполагается уплата НДС.
Обустройство помещения
Большинство студенческих столовых представляют собой универсальные высокоиндустриальные предприятия. Но чего на самом деле хотят студенты? Чтобы они чувствовали себя ценными и услышанными, чтобы им была интересна еда и, прежде всего, чтобы у них было время пообщаться с друзьями.
Наиболее приемлемый вариант, чтобы студенты могли выбирать где они хотят сидеть, из множества разных зон. Общие и индивидуальные столы со стульями и диваны. Учащиеся могут выбирать, есть ли они в одиночку, на открытом воздухе или в группе. Существует также варианты работы по доставке и обслуживанию самовывоза для расширения бизнеса, установка автоматов по продаже снеков и напитков.
Маркетинг: от разработки концепции до прямой рекламы
Обычное целесообразно размещать помещение на первом этаже, так можно физически увеличить клиентопоток, так как все студенты будут проходить возле столовой. Для экономии средств на аренду допускается использовать подвал, но в таком случае требуется более агрессивная рекламная кампания.
Начните с понимания того, для кого вы разрабатываете дизайн. Чего они хотят от обеда? Проводите исследования пользователей, опрашивая или следя за учащимися или садясь и обедая с ними. Создайте платформу, которая позволит сообществу давать отзывы и принимать участие.
Дизайн никогда не заканчивается. Важно сделать несколько раундов прототипирования, прежде чем полностью посвятить себя какой-либо одной идее или концепции. По мере реализации различных концепций продолжайте проводить время со студентами и слушать заинтересованных лиц, чтобы понять, как вы можете повторять и улучшать свой дизайн.
Вы также можете создать веб-сайт или страницы в социальных сетях, чтобы продемонстрировать свой бизнес и меню, а также рассмотреть возможность реализации специальных предложений или скидок, чтобы побудить людей попробовать ваши услуги.