Собственное дело, приносящее солидный доход – мечта многих. Но не каждый решится открыть свой бизнес, понимая, что новичку крайне сложно выдержать конкуренцию на рынке. В этом случае имеет смысл рассмотреть вариант открытия бизнеса по франшизе. Конечно, не стоит принимать решение наобум. Необходимо все хорошо обдумать, взвесить плюсы и минусы франшизы, выяснить, где могут поджидать опасные подводные камни. Такой подход поможет избежать ошибок.
Что такое франчайзинг?
Прежде чем начать разбираться в нюансах, стоит сначала познакомиться с основными понятиями. Итак, франчайзинг – это передача технологии ведения бизнеса на определенных условиях. Участниками сделки становятся франчайзер (владелец бренда) и франчайзи (покупатель франшизы). Первый передает второму комплекс методов, необходимых для ведения дела. В этот комплекс входят товарный знак, политика работы, ведение документации и пр.
Чаще всего по франшизе работают предприятия сферы обслуживания – точки общественного питания, торговые точки, спортивные клубы, салоны красоты и пр. Франчайзи может стать компания или индивидуальный предприниматель.
Использование франшизы платное. При покупке платится паушальный взнос – первая единоразовая выплата. Кроме того, как правило, в договоре указывается необходимость отчисления роялти – периодических выплат за использование товарного знака. Они могут перечисляться ежемесячно, раз в квартал или раз в год. Роялти можно сравнить с абонентской платой, сумма может иметь фиксированный размер или рассчитываться в зависимости от полученной прибыли.
Для юридического оформления сделки партнеры подписывают договор коммерческой концессии или лицензионный договор.
Плюсы и минусы
Как и любая коммерческая сделка, покупка франшизы имеет плюсы и минусы, причем для обоих партнеров.
Курс по запуску кафе, ресторана, пекарни от 1900руб!
Учим открывать заведения: продумывать концепции, находить помещения без скрытых проблем, считать бюджет и штат
Для франчайзера
Положительные моменты для собственника бренда:
- Рост сети без вложений. Компания увеличивает свое присутствие на рынке, при этом не вкладывает денег, а получает доход.
- Возможность организации бизнеса с учетом местных особенностей. Покупатель, как правило, отлично знает все нюансы работы в своем регионе, поэтому собственнику не приходится тратить время и средства на их изучение.
- Мотивированность партнеров. Собственнику не нужно заботиться о мотивации партнеров на хорошую работу. Каждый покупатель франшизы и так заинтересован в развитии своего предприятия и росте прибыли.
- Отсутствие необходимости расширять штат. Головной компании не приходится заниматься наймом и работой с персоналом, не нужно вести бухгалтерию при открытии нового филиала. Решением этих вопросов занимается франчайзи.
Получите бесплатную консультацию
От опытных специалистов, которые помогли открыть свыше 500 заведений общественного питания с оптимальной окупаемостью и устойчивой бизнес моделью с помощью уникальной технологии запуска и оцифровки.
Еще до запуска, переведем ваши идеи в четкий бизнес план - с концепцией, этапами, расчетом стоимости и сроками окупаемости, чтобы минимизировать риски и помочь вам реализовать коммерческий выгодный авторский проект.
Бесплатная консультация
задайте вопрос по открытию заведения
Однако есть и негативные стороны продажи франшизы, это:
- Возможные репутационные потери в случае недобросовестности партнеров. Головная компания предоставляет свой бренд, поэтому даже если один из франчайзи будет оказывать некачественные услуги или продавать бракованный товар, то пострадает репутация всей сети.
- Невысокий доход. Продавая франшизу, собственник получает только первоначальный взнос и часть прибыли в виде платы «за бренд». Основную часть прибыли получает приобретатель.
- Возможность повышения конкуренции. Есть риск, что франчайзи после окончания договора захочет создать собственное дело, используя полученные знания и клиентскую базу. Теоретически данные действия можно запретить условиями договора, однако практически это невозможно проконтролировать.
Для франчайзи
Есть в работе по франшизе плюсы и минусы и для покупателя. Сначала расскажем о преимуществах:
- Раскрученный бренд. При составлении бизнес плана можно будет существенно сократить такие статьи расходов, как оплата рекламы, разработка логотипа и пр. Клиентская база формируется автоматически на наработках головной компании.
- Готовая модель бизнеса. Новички в бизнесе приобретают опыт путем проб и ошибок, и не все достигают успеха. Используя многократно проверенный план построения дела, большинства ошибок можно избежать.
- Помощь и поддержка. В большинстве случаев франчайзер помогает не только на начальном этапе, но и в процессе работы. Например, помощь может понадобиться с обучением персонала или оптимизацией отчетности. Как правило, франчайзер в этом не отказывает.
- Предоставление базы поставщиков. Покупателю не нужно будет тратить время на поиски контрагентов, надежных поставщиков предоставит головная компания.
- Помощь в кредитовании. Франчайзер может выступить в роли поручителя при кредитовании для открытия или расширения бизнеса по франшизе. Однако в этом случае условия в договоре будут более жесткими и менее выгодными для покупателя.
-
1. Разработка концепции объекта
-
2. Создание пилотного (концептуального) проекта
-
3. Уточняется бюджет по статьям оборудования и отделки помещений
-
4. Выполняется проектирование архитектурных и инженерных разделов
-
5. Проводится тендер и заключается контракт на строительные, инженерные и отделочные работы. Стартуют работы.
-
6. По итогам АР проектирования уточняется технологический проект
-
7. Нанимаются ключевой персонал
-
8. Разрабатывается фирменный стиль
-
9. Разрабатывается маркетинговая политика
-
10. Разрабатывается и отрабатывается ассортимент
-
11. Создаются технологические карты, инструкции, техусловия, декларации
-
12. Прорабатывается производственный и складской учет
-
13. Набирается линейный персонал, стартует обучение персонала
-
14. Создается и обучается отдел дистрибуции продукции
-
15. Открывается юрлицо (ца), регистрируются кассы
-
16. Объект комплектуется оборудованием, инвентарем, мебелью, декором, вспомогательными
-
17. Заключается необходимые для работы договора, уведомляется Роспотребнадзор
-
18. Запускается маркетинг старта и сайт заведения
-
-
1. Разработка концепции объекта
2. Создание пилотного (концептуального) проекта
3. Уточняется бюджет по статьям оборудования и отделки помещений
4. Выполняется проектирование архитектурных и инженерных разделов
5. Проводится тендер и заключается контракт на строительные, инженерные и отделочные работы. Стартуют работы.
6. По итогам АР проектирования уточняется технологический проект
7. Нанимаются ключевой персонал
8. Разрабатывается фирменный стиль
9. Разрабатывается маркетинговая политика
10. Разрабатывается и отрабатывается ассортимент
11. Создаются технологические карты, инструкции, техусловия, декларации
12. Прорабатывается производственный и складской учет
13. Набирается линейный персонал, стартует обучение персонала
14. Создается и обучается отдел дистрибуции продукции
15. Открывается юрлицо (ца), регистрируются кассы
16. Объект комплектуется оборудованием, инвентарем, мебелью, декором, вспомогательными
17. Заключается необходимые для работы договора, уведомляется Роспотребнадзор
18. Запускается маркетинг старта и сайт заведения
Имеются у этого способа ведения бизнеса и недостатки, разберем их подробнее, чтобы потом не было неприятных сюрпризов:
- Вложения на старте. Чтобы начать работать по франшизе, нужно иметь начальный капитал. Необходимо будет внести паушальный взнос, а потом платить роялти. Новичкам это не всегда по силам.
- Утрата части прибыли. Выплата роялти – обязательное условие. Тут нужно выбирать, какой именно вариант платежа будет выгоднее – фиксированный или в процентах от прибыли. С одной стороны, фиксированный платеж может быть сложно заплатить, если нет прибыли. С другой – при выборе варианта с отчислением процентов, платить нужно тем больше, чем выше будет прибыль.
- Запрет на конкуренцию. Как правило, в договор вносят пункт, запрещающий покупателю открывать другие точки, которые могли бы составить конкуренцию предприятию, работающему по франшизе. Так что открыть несколько точек и использовать на них опыт и наработки головной компании будет нельзя.
- Ограничения самостоятельности. В договоре, как правило, указаны конкретные условия работы. И эти условия необходимо соблюдать. Предприниматель не сможет поменять по своему усмотрению даже такую мелочь, как цвет униформы служащих или слова приветствия клиентов.
- Недобросовестность партнеров. Испортить репутацию могут и другие франчайзи, и партнеры по работе. Например, работая по франшизе, нельзя самостоятельно поменять поставщиков, даже если прежние стали поставлять некачественный товар.
Почему выбирают нас?
-
Реализуйте свою авторскую идею с помощью опытного партнера которому не нужно платить долю
-
Поможем избежать 98% ошибок еще до запуска строительства, из за которых заведение может работать в минус
-
Получите четкое понимание что открывать, сколько тратить и сколько вы будете зарабатывать
-
Реализуем все под ключ и даем гарантию безопасности, реализация на 100% в соответствии с нормами и законами
-
Собственная технология запуска и оцифровки, реализовали уже более авторских 500 проектов
-
Получаете все плюсы франшизы, без ее минусов, получаете возможность создавать свою сеть
Реализуйте свою авторскую идею с помощью опытного партнера которому не нужно платить долю
Поможем избежать 98% ошибок еще до запуска строительства, из за которых заведение может работать в минус
Получите четкое понимание что открывать, сколько тратить и сколько вы будете зарабатывать
Реализуем все под ключ и даем гарантию безопасности, реализация на 100% в соответствии с нормами и законами
Собственная технология запуска и оцифровки, реализовали уже более авторских 500 проектов
Получаете все плюсы франшизы, без ее минусов, получаете возможность создавать свою сеть
Основной минус франшизы для покупателя в том, что он работает на чужой бизнес. Франчайзер имеет право по окончании сроков договора не продлить его, он может обанкротиться или захотеть закрыть бизнес в данном регионе. В этом случае предприниматель окажется практически ни с чем.
Выводы
Итак, франчайзинг – это вид бизнеса, особенно привлекательный для начинающих предпринимателей. Предложений купить франшизу довольно много, но прежде чем сделать выбор, следует взвесить все плюсы и минусы. Кроме того, нужно ответственно подойти к выбору партнера, приняв во внимание такие критерии, как вид деятельности и его конкурентоспособность в вашем регионе, раскрученность бреда, условия работы.
Данная форма развития бизнеса не лишена недостатков, но все же положительные моменты перевешивают. Согласно статистике, большинство предпринимателей, работающих по франшизе, добиваются успеха. Если принято положительное решение, то обязательно внимательно изучите договор о сотрудничестве. И лучше сделать это совместно с опытным юристом. Этот простой совет сможет защитить от неудачного вложения средств.
Поможем открыть заведение общепита под ключ
Опытный партнер во временное пользование, которому не нужно платить долю, и который объединяет компетенции команды из 30 специалистов.
Мы создали технологию запуска и оцифровки и досконально знаем каждый этап от ядра концепции, сценария поведения посетителей и составления меню до стройки, дизайна и соблюдения стандартов (ХАСП и СанПин), чтобы вы принимали взвешенные решения на основе цифр.
Реализуем полностью под ключ, берем на себя согласования с инженерными площадками, подбор подрядчиков и поддержку даже после окончания договора.
Бесплатная консультация