Открыть аптеку планируют многие фармацевты еще на студенческой скамье. Но реализация мечты начинается с требования закона получить лицензию. Без нее нельзя хранить препараты и вести торговлю.
Из статьи узнаем, какие документы для получения лицензии аптеки требуют в первую очередь, какие требования к заведению установлены законодательством РФ, какой порядок оформления разрешения, и кто должен быть руководителем организации.
Нужна ли лицензия для аптеки
Лицензия на деятельность аптеки является необходимым документом. Без нее не допускается открытие и существование организации по оптовой и розничной торговле лекарственными средствами и препаратами.
Требование закреплено в Федеральном законе № 99 от 4 мая 2011 года. Статья 12 содержит список направлений и отдельных ниш, работу в которых регулирует государство. Причина – потенциальная опасность отдельных товаров и услуг для жизни и здоровья потребителей.
На снижение рисков работают лицензирующие органы. Они проверяют новых соискателей и компании со стажем. Это касается не только аптек, но и всей медицинской отрасли (включая ветеринарные кабинеты).
Какой вид лицензии необходим
Лицензионный допуск на старт бизнеса – это комплексная проверка. Государство в лице уполномоченного органа отслеживает наличие образования и квалификации у фармацевтов и других специалистов, необходимого оборудования, подготовленного помещения.
Открывать собственную аптеку с нуля или по франшизе допускается по одному из двух видов лицензий:
- розничная – когда продажа лекарств (лекарственных средств) и препаратов рассчитывается для частных покупателей и в небольших количествах;
- оптовая – когда реализация планируется в адрес других компаний, с временным хранением и транспортировкой продукции в крупном объеме.
Курс по запуску кафе, ресторана, пекарни от 1900руб!
Учим открывать заведения: продумывать концепции, находить помещения без скрытых проблем, считать бюджет и штат
Получение каждого из видов связано с выполнением ряда требований.
Так, осуществление фармацевтической деятельности – это не только продажа. Аптечный пункт или киоск могут обладать правом на производство и хранение препаратов. Отдельно рассматривается реализация для применения в медицинских и ветеринарных целях (сектор В2В).
Требования и условия получения лицензии
Чтобы получить документ для открытия, предпринимателю следует обратить внимание на ряд требований. Все они собраны в несколько групп.
Помещение
Основное правило соответствия площади объекта – специализированное техническое оснащение. В аптечном магазине следует иметь особые холодильники и мебель (включая витрины и кассовую зону).
Ежедневное посещение посетителями при любой погоде – основание для тщательной влажной уборки. Наводить порядок «сухими» средствами не допускается. Общественные места после пандемии 2019 года повсеместно оснащаются санитайзерами. Для аптек любого рода это требование дополняется применением бактерицидных ламп.
Для получения разрешительного документа следует иметь условия для инвалидов и других нуждающихся в поддержке лиц. Упрощенный доступ в помещение и к фармацевту – важная часть внутренней политики РФ. Аптечному и ветеринарному пункту важно иметь:
- пандус для заезда коляски;
- специальные входные двери;
- звонок у входа и т.д.
Для защиты лекарственной продукции закрывают витрины и окна от прямого действия солнечного света. Также положено поддерживать определенный уровень температуры.
Получите бесплатную консультацию
От опытных специалистов, которые помогли открыть свыше 500 заведений общественного питания с оптимальной окупаемостью и устойчивой бизнес моделью с помощью уникальной технологии запуска и оцифровки.
Еще до запуска, переведем ваши идеи в четкий бизнес план - с концепцией, этапами, расчетом стоимости и сроками окупаемости, чтобы минимизировать риски и помочь вам реализовать коммерческий выгодный авторский проект.
Бесплатная консультация
задайте вопрос по открытию заведения
Материалы
Есть требования и к отделке:
- допускается применение только материалов, которые не накапливают на себе грязь и пыль, легко моются без сильнодействующих химических средств;
- материалы покупают при наличии сертификатов, подтверждающих санитарно-эпидемиологическую и пожарную безопасность применения в фармацевтических, медицинских и ветеринарных организациях;
- не допускаются перегородки полой конструкции из гипсокартона и подобных впитывающих материалов.
Поверхности делают гладкими, плитку используют неглазурованную. Отделку подбирают устойчивой к дезинфицирующим веществам.
Персонал
Люди приходят в аптеку за выбором и информацией. Поэтому провизоры как специалисты фармацевтического рынка обязаны соответствовать определенным критериям:
- наличие специальной аккредитации и регулярное повышение квалификации (не реже каждых 5 лет);
- только качественное владение русским языком как родным, к трудоустройству допускаются только российские граждане;
- наличие фармацевтического образования высшего (стаж перед открытием – от 3 лет) или среднего (от 5 лет).
Среди необходимых по требованиям закона документов – медицинский осмотр. Его следует проходить на регулярной основе всем сотрудникам без исключения.
Оборудование
Деятельность обычного и ветеринарного аптечного пункта сложно представить без оборудования. Это не только касса и специализированные витрины, есть требование по применению лабораторной оснастки: весы, посуда, фильтры, стерилизационные шкафы, секционные столы и т.д.
Даже если с этим оборудованием посетитель не контактирует, оно обязано быть зарегистрировано в местном Минздраве. В работе управляющего фармацевта есть обязанность регулярно проверять сертификаты соответствия. ПКУ (предметно-количественный учет) ведется не только для лекарственных средств.
Помощь профессионалов
Получение лицензии на открытие аптеки «обычной» или ветеринарной, формирование пакета документов, организация самого объекта, найм фармацевтов и других квалифицированных специалистов – целый пласт задач, которые самому сложно выполнять без опыта.
Почему выбирают нас?
-
Реализуйте свою авторскую идею с помощью опытного партнера которому не нужно платить долю
-
Поможем избежать 98% ошибок еще до запуска строительства, из за которых заведение может работать в минус
-
Получите четкое понимание что открывать, сколько тратить и сколько вы будете зарабатывать
-
Реализуем все под ключ и даем гарантию безопасности, реализация на 100% в соответствии с нормами и законами
-
Собственная технология запуска и оцифровки, реализовали уже более авторских 500 проектов
-
Получаете все плюсы франшизы, без ее минусов, получаете возможность создавать свою сеть
Реализуйте свою авторскую идею с помощью опытного партнера которому не нужно платить долю
Поможем избежать 98% ошибок еще до запуска строительства, из за которых заведение может работать в минус
Получите четкое понимание что открывать, сколько тратить и сколько вы будете зарабатывать
Реализуем все под ключ и даем гарантию безопасности, реализация на 100% в соответствии с нормами и законами
Собственная технология запуска и оцифровки, реализовали уже более авторских 500 проектов
Получаете все плюсы франшизы, без ее минусов, получаете возможность создавать свою сеть
Более правильным будет обратиться в компанию, которая владеет спецификой открытия целых организаций «под ключ». В РФ есть такие команды – к примеру, GASTRONORMA:
- опыт проектирования и создания объектов общественного питания и досуга с 2017 года – это владение нормами и требованиями, установленными законом;
- сопровождение бизнеса на любой стадии его существования – знание специфики функционирования объектов разных типов на практике;
- подготовка или преобразование интерьера, оснащения, работа с персоналом и внутренними процессами – каждый объект нуждается в организации.
Если планируется получать лицензию для ветеринарной или «обычной» аптеки, следует обратиться к профессионалам. Соискателю это поможет не потерять время. В GASTRONORMA знают, сколько и чего требуется, чтобы бизнес получилось открыть вовремя и без ошибок.
Порядок получения лицензии
Для получения лицензии на открытие аптеки не потребуется нигде стоять в очереди:
- подготовка пакета документов (отличается для индивидуального предпринимателя и юридического лица);
- подача документов через портал «Госуслуги» или в МФЦ, допускается отправить почтой РФ в местный орган Росздравнадзора;
- ожидание до 45 рабочих дней (ответ часто поступает раньше);
- получение готового разрешения в электронном формате или на специальном бланке (в МФЦ или по почте).
Процесс требуется не только для «обычных» и ветеринарных аптек, но также для складов, логистических компаний и даже центров красоты (если в них планируется продавать препараты).
Документы для получения лицензии
Документы для получения лицензии аптеки собирают быстро:
- заявление по установленному образцу;
- подтверждение наличия образования и стажа руководителя (если медицинского образования нет, собственнику бизнеса следует нанять подходящего соискателя);
- подтверждение наличия среднего или высшего образования, стажа специалистов;
- подтверждение права собственности на занимаемое помещение;
- подтверждение права собственности на фармацевтическое оборудование.
Рекомендуют добавить приказы о назначении ответственных лиц, санитарно-эпидемиологическое заключение, выписку из ЕГРЮЛ, устав организации, квитанцию об уплате государственной пошлины и т.д. Это могут запросить позже, но более полный пакет ускорит выдачу лицензии на ведение аптечного бизнеса.
Стоимость лицензии
Получение непосредственно лицензии, как разрешения, обойдется предпринимателю минимум в 7500 рублей. Эта сумма варьируется с учетом региона России и требований к оснащению и работе заведения.
Есть и сопутствующие расходы: так, одной из наиболее весомых статей бюджета будут заключения пожарной и санитарно-эпидемиологической служб. За их оценку также придется уплатить государственную пошлину.
Чтобы узнать, во сколько обойдется открытие аптеки с арендой помещения для продажи лекарственных средств и фармацевтических препаратов, стоит обратиться к профессионалам. Компания GASTRONORMA обладает ценным опытом планирования и запуска социально значимого бизнеса с 2017 года.
Срок действия и продление
Срок действия лицензии для аптеки законодательством РФ не ограничен.
Разрешение актуально с момента выдачи и до появления условий его аннулирования.
Основания для отказа или лишения
После открытия бизнес будет находиться под надзором государства. Выездные проверки и лицензионный контроль – обязательные процедуры. Если будут обнаружены грубые нарушения законодательства, предприниматель получит об этом уведомление:
- два и более нарушения правил продажи лекарств;
- отсутствие специальных журналов для ПКУ или их несистемное заполнение;
- привлечение лицензиара к административной ответственности и т.д.
При отсутствии устранения замечаний появляются основания для приостановки действия разрешения.
Поможем открыть заведение общепита под ключ
Опытный партнер во временное пользование, которому не нужно платить долю, и который объединяет компетенции команды из 30 специалистов.
Мы создали технологию запуска и оцифровки и досконально знаем каждый этап от ядра концепции, сценария поведения посетителей и составления меню до стройки, дизайна и соблюдения стандартов (ХАСП и СанПин), чтобы вы принимали взвешенные решения на основе цифр.
Реализуем полностью под ключ, берем на себя согласования с инженерными площадками, подбор подрядчиков и поддержку даже после окончания договора.
Бесплатная консультация